Положение об антикоррупционной
комплаенс-службе
г. Актобе, 2023 год
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение об антикоррупционной комплаенс-службе далее – Положение) в АО «Областной футбольный клуб «Актобе» (далее Клуб) (разработано в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (далее – Закон).
2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы, функции и полномочия работника, исполняющего функции антикоррупционной комплаенс-службы в Клубе.
3. Председатель Правления Клуба утверждает Положение об антикоррупционной комплаенс-службе.
4. Положение об антикоррупционной комплаенс-службе доводится до сведения всех сотрудников.
5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
1) антикоррупционный комплаенс – функция по обеспечению соблюдения работниками Клуба законодательства Республики Казахстан по противодействию коррупции;
2) внутренний анализ коррупционных рисков – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
3) конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей;
4) коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;
5) коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
6) предупреждение коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер;
7) уполномоченный орган по противодействию коррупции – государственный орган, осуществляющий формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан и координацию в сфере противодействия коррупции, а также предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, и его территориальные подразделения.
6. Антикоррупционная комплаенс-служба осуществляет свои полномочия независимо от исполнительного органа, должностных лиц, подотчетна Председателю Правления, и является независимой при обеспечении соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции.
7. Методологическая поддержка антикоррупционной комплаенс-службе оказывается уполномоченным органом по противодействию коррупции и его территориальными подразделениями.
8. Не допускается совмещение функции антикоррупционной комплаенс-службы с функциями других структурных подразделений Клуба.
9. В случае, если Законом, международными стандартами в сфере противодействия коррупции установлены требования и подходы к организации антикоррупционного комплаенса, не предусмотренные настоящим Положением, данные требования и подходы утверждаются Председателем Правления Клуба.
Глава 2. Цели, задачи, принципы, функции и полномочия антикоррупционной комплаенс-службы
10. Основной целью деятельности антикоррупционной комплаенс-службы является обеспечение соблюдения работниками Клуба законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции, а также мониторинг за реализацией мероприятий по противодействию коррупции.
11. Задачи антикоррупционной комплаенс-службы:
1) обеспечение внедрения инструментов предупреждения и превенции коррупционных правонарушений работниками Клуба;
2) эффективная реализация системы мер по противодействию коррупции;
3) обеспечение проведения внутреннего анализа коррупционных рисков;
4) обеспечение соблюдения внешних регуляторных требований и наилучшей международной практики по вопросам противодействия коррупции;
5) обеспечение соблюдения основных принципов противодействия коррупции в соответствии с Законом.
12. Клуб, при внедрении и осуществлении функций антикоррупционного комплаенса руководствуется следующими принципами:
1) достаточность полномочий и ресурсов, выделяемых для выполнения функций антикоррупционного комплаенса;
2) заинтересованность руководства в эффективности антикоррупционного комплаенса;
3) информационная открытость деятельности антикоррупционной комплаенс-службы;
4) независимость антикоррупционной комплаенс-службы;
5) непрерывность осуществления антикоррупционного комплаенса;
6) совершенствование антикоррупционного комплаенса;
7) постоянное повышение компетенций специалистов, осуществляющих функции антикоррупционного комплаенса.
13. Функции антикоррупционной комплаенс-службы:
1) обеспечивает разработку:
— внутренней политики противодействия коррупции инструкции по противодействию коррупции для работников;
— внутренней политики выявления и урегулирования конфликта интересов;
— антикоррупционного стандарта, в соответствии с законодательством о противодействии коррупции;
— внутреннего плана мероприятий по вопросам противодействия коррупции;
— документа регламентирующий порядок информирования работниками о фактах или возможных нарушениях антикоррупционного законодательства;
— документа, регламентирующий вопросы корпоративной этики и поведения;
2) осуществляет сбор, обработку, обобщение, анализ и оценку информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики;
3) координирует проведение внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности субъекта квазигосударственного сектора в соответствии с Типовыми правилами внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12 «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14441);
4) участвует во внешнем анализе коррупционных рисков в деятельности Клуба, проводимом по совместному решению первых руководителей уполномоченного органа по противодействию коррупции и Клуба;
5) осуществляет мониторинг выявленных коррупционных рисков в субъекте квазигосударственного сектора и принимаемых мер по их митигации и устранению;
6) проводит разъяснительные мероприятия по вопросам противодействия коррупции и формированию антикоррупционной культуры в Клубе;
7) организует антикоррупционные обучающие семинары для работников;
8) обеспечивает контроль за соблюдением работниками политики противодействия коррупции и вопросов корпоративной этики и поведения;
9) содействует формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе;
10) обеспечивает соблюдение лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, мер финансового контроля и антикоррупционных ограничений, установленных Законом, в рамках компетенции антикоррупционной комплаенс-службы;
11) разрабатывает и проводит мониторинг исполнения структурными подразделениями внутреннего плана мероприятий по вопросам противодействия коррупции;
12) принимает меры по выявлению, мониторингу и урегулированию конфликта интересов, в том числе в вопросах трудоустройства, закупок и бизнес-процессов;
13) принимает меры по урегулированию вопросов дарения и получения подарков;
14) осуществляет комплексную проверку благонадежности контрагентов;
15) проводит служебные проверки на основе обращений (жалоб) о фактах коррупции и/или участвует в них;
16) проводит мониторинг и анализ изменений в антикоррупционном законодательстве, судебной практики по делам, связанным с коррупцией;
17) проводит оценку эффективности реализации антикоррупционных мер структурными подразделениями и работниками;
18) заслушивает информацию структурных подразделений и работников по вопросам противодействия коррупции;
19) вносит руководителю рекомендации по устранению выявленных коррупционных рисков, повышению эффективности внутренних процессов организации деятельности Клуба;
20) взаимодействует с уполномоченным органом по противодействию коррупции и государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, общественными объединениями, а также иными физическими и юридическими лицами.
14. Председателем Правления Клуба осуществляется назначение сотрудника антикоррупционной комплаенс-службы и определяется срок его полномочий, размер вознаграждения и условий оплаты труда.
15. Сотрудник комплаенс-службы обеспечивает выполнение возложенных на антикоррупционную комплаенс-службу задач.
16. Функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника антикоррупционной комплаенс-службы определяются должностными инструкциями либо документами, определяющими служебные права и обязанности работника, разрабатываемыми на основании Положения об антикоррупционной комплаенс-службе и утверждаются.
17. Документы и запросы, направляемые от имени антикоррупционной комплаенс-службы в ведомства и подведомственные организации по вопросам, входящим в компетенцию антикоррупционной комплаенс-службы, подписываются Председателем Правления.
18. Сотруднику антикоррупционной комплаенс-службы необходимо постоянно повышать профессиональную квалификацию путем участия в обучающих мероприятиях, проводимых уполномоченными органами и профессиональными организациями в области комплаенс.
19. Антикоррупционная комплаенс-служба в рамках своей деятельности:
1) запрашивает и получает от структурных подразделений Клуба информацию и материалы, в том числе составляющие коммерческую и служебную тайну;
2) инициирует вынесение вопросов, относящихся к их компетенции, Председателю Правления Клуба;
3) проводит служебные проверки по поступающим сообщениям о возможных коррупционных правонарушениях или нарушениях законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;
4) требует от руководителей и других работников Клуба представления письменных объяснений в рамках служебных расследований;
5) разрабатывает предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства Республики Казахстан и направляет их уполномоченному органу по противодействию коррупции;
6) участвует в разработке проектов внутренних документов в пределах своей компетенции;
7) создает каналы информирования для сообщения работниками Клуба о фактах наличия или потенциальной возможности нарушения антикоррупционного законодательства в Клубе, либо внесения предложений по повышению эффективности мер по противодействию коррупции;
20. При осуществлении своей деятельности антикоррупционная комплаенс-служба:
1) соблюдает конфиденциальность информации о Клубе и его аффилированных лицах, инсайдерской информации, ставшей известной в период осуществления функций антикоррупционного комплаенса, если в ней не содержатся данные о готовящемся и (или) совершенном коррупционном правонарушении;
2) обеспечивает конфиденциальность лиц, обратившихся по предполагаемым или фактическим фактам коррупции, нарушений корпоративного кодекса этики и иных внутренних документов по вопросам противодействия коррупции в Клубе;
3) своевременно информирует Председателя Правления, о любых ситуациях, связанных с наличием или потенциальной возможностью нарушения антикоррупционного законодательства;
4) доводит до сведения уполномоченного органа по противодействию коррупции о ставших известными случаях готовящихся, совершаемых или совершенных коррупционных правонарушений;
5) не препятствует установленному режиму работы Клуба;
6) соблюдает служебную и профессиональную этику.
21. Работник антикоррупционной комплаенс-службы не должен:
1) участвовать в проверках процессов, в которых они участвовали в течение предшествующих трех лет;
2) участвовать в деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности проверки или восприниматься как наносящая такой ущерб;
3) использовать конфиденциальную информацию в личных интересах;
4) нарушать нормы деловой этики;
5) принимать подарки и пользоваться услугами, в результате которых может быть нанесен ущерб независимости, объективности и беспристрастности антикоррупционной комплаенс-службы либо которые могут восприниматься как наносящие такой ущерб;
6) принимать участие в проверках, служебных расследованиях и других мероприятиях, которые могут привести к конфликту интересов.
22. Руководству Клуба необходимо:
1) способствовать созданию эффективной среды для осуществления деятельности антикоррупционной комплаенс-службы, оказывать содействие в выполнении ее цели, задач, функций и обязанностей, в реализации прав;
2) осуществлять административное (организационно-техническое) обеспечение деятельности антикоррупционной комплаенс-службы, в том числе обеспечивать необходимыми для ее деятельности возможностями, активами и ресурсами, включая, информационные системы и приложения (доступы к необходимым базам данных) и иными товарами, работами, услугами;
3) предоставлять сотруднику антикоррупционной комплаенс-службы возможности обучения и сертификации по вопросам деятельности антикоррупционной комплаенс-службы, социальных и коммуникационных навыков и компетенций.
23. Взаимодействие антикоррупционной комплаенс-службы со структурными подразделениями Клуба строится на основе взаимной вежливости и корректности в работе.
24. Сотрудники структурных подразделений оказывают антикоррупционной комплаенс-службе содействие путем:
1) предоставления документов и информации, необходимой для осуществления задач и функций антикоррупционной комплаенс-службы, с учетом особенностей, установленных подпунктом 1) пункта 14 настоящего Типового положения;
2) объективного обсуждения выявленных рисков и нарушений;
3) совместного решения возникающих вопросов и проблем.
Глава 3. Отчетность антикоррупционной комплаенс-службы
25. Антикоррупционная комплаенс-служба ежеквартально направляет информацию по принятым антикоррупционным мерам в Клубе в уполномоченный орган по противодействию коррупции.
По запросу уполномоченного органа по противодействию коррупции направляется дополнительная информация по принятым антикоррупционным мерам в Клубе.
26. Антикоррупционная комплаенс-служба периодически отчитывается перед советом директоров,
При возникновении возможных коррупционных правонарушений со стороны Председателя Правления антикоррупционная комплаенс-служба обращается в уполномоченные государственные органы согласно пункту 1 статьи 24 Закона.